Страничка психолога

Кострова Алена Александровна педагог-психолог МБДОУ №80 Образование - высшее Стаж работы - 2 года

Сухарева Алена Александровна
педагог-психолог МБДОУ №80
Образование — высшее
Стаж работы — 5 лет

Педагог-психолог МБДОУ №80 Сухарева Алена Александровна

телефон: 8(4922) 53-34-41

 График работы:

Понедельник: 8.00-15.00

Вторник: 8.00-15.00

Среда: 8.00-15.00

Четверг: 11.00-19.00

Пятница: 8.00-15.00

 График приема родителей:

Четверг: 17.00-19.00

Уважаемые родители!

Вашему малышу уже 2 года или вот-вот исполнится, значит пора задуматься о посещении им детского сада. В голове у вас много дум и размышлений, разного рода вопросов и опасений. Поговорим, пожалуй, о самом важном и непростом вопросе: об адаптации ребенка к условиям детского сада! Сразу хочется сказать, что все детки разные, кому-то достаточно недели чтобы привыкнуть, а кому-то и 3 месяцев будет недостаточно чтобы приходить в детский сад с улыбкой! Единственное, в чем я уверена, так это в том, что все в ваших силах! Ну а мы, сотрудники ДОУ поможем вам в преодолении всех трудностей этого периода.

Трудности периода адаптации

Адаптация ребенка к детскому саду требует от него огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Период привыкания к новым условиям всегда стресс для ребенка, который может выражаться следующими состояниями:

— нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;

— сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;

— регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;

— снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;

— агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;

— понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

По мере привыкания перечисленные выше явления сглаживаются или уходят совсем. У каждого ребенка этот процесс занимает свой промежуток времени, в зависимости от этого выделяют 3 степени адаптации:

  1. Легкая адаптация.

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

— он в основном без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

— при обращении глядит в глаза педагогам;

— способен озвучить просьбу о помощи (в зависимости от возраста и уровня развития речевых навыков);

— первым идёт на контакт с ровесниками;

— способен занять себя на короткий промежуток времени;

— с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;

— адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;

— рассказывает родителям, как проходили занятия в саду (в зависимости от возраста и уровня развития речевых навыков).

  1. Средняя адаптация.

В данном случае адаптационный период в детском саду длиться не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

— с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

— при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

— общается со сверстниками и воспитателем;

— придерживается озвученных правил и распорядка;

— адекватно реагирует на замечания;

— редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

  1. Тяжелая адаптация.

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

— нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

— слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

— отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

— нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

— агрессивность либо замкнутость;

— неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Насколько быстро и успешно будет проходить адаптация именно у вашего ребенка зависти от следующих основных факторов: возраст, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Возраст

По мнению психологов оптимальным для привыкания считается возраст от 1 года и 7 месяцев до 2 лет и от 3 лет и старше. Связано это с кризисом 3-летнего возраста.. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери, а в период от 2 до 3 ребенок особенно чувствителен к отсутствию рядом с ним матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду не только воспитателям, но и самим детям.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

— ещё большее понижение иммунитета;

— рост восприимчивости к инфекциям;

— повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);

— возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Соответственно, чтобы избежать частых болезней и затягивания периода адаптации нужно подготовить иммунитет ребенка к посещению ДОУ. Рекомендуется закаляться, получать достаточное количество витаминов, микроэлементов и питательных веществ, вовремя делать необходимые прививки.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками. В данном случае, следует уделять внимание формированию элементарных бытовых умений, чтобы одаренный ребенок мог комфортно чувствовать себя в группе детей немного старше его по возрасту. А это значит, что одаренный ребенок кроме умения читать, писать, и считать, должен быть самостоятелен в питании и одевании, обладать «горшочным этикетом».

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Так же адаптация пойдет быстрее, если в одну группу с вами попадут ребята, с которыми ваш малыш гулял на площадке до посещения ДОУ. И ребенку, и взрослому легче привыкнуть к новом условиям, если рядом будет знакомый человек.

В процессе адаптации ребенка к детскому саду можно выделить три этапа:

  1. Острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям;

  1. Умеренно острый. На данном этапе выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы;
  2. Компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Процесс адаптации к условиям ДОУ пройдет быстрее и менее болезненно, если вы постараетесь научить ребенка следующему:

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).
  2. Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению.
  3. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить на горшок существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
  4. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.
  5. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов.
  6. Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Для этого можно и нужно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице вместе со всеми.

Так же помогают успешной адаптации беседы с ребенком о детском саде:

  1. Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают»;
  2. Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым;
  3. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком;
  4. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон;
  5. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми;
  6. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

В своих беседах постарайтесь быть объективы, у ребенка должно сформироваться верное представление о садике, без страхов и завышенных радужных ожиданий.

Кроме бесед можно проводить своеобразные сюжетно-ролевые игры на тематику детского сада: проигрывайте с ребенком и его любимыми игрушками режимные моменты (завтрак, обед, сон, прогулку, прощание с мамой перед заходом в группу).

Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые только посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять практически весь день будущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься.

Ещё одна возможность облегчить адаптацию к садику – использование подручных средств: презентация, мультфильмы и сборник стихотворений про детский сад. Подобные полезные инновационные материалы адаптируют малышей не хуже, а порой и лучше обычных рассказов.

Говоря про адаптацию ребенка к детскому саду мы забываем о том, что и родители адаптируются к тому, что их любимый малыш проводят с ними меньше времени. Этот период характерен переживанием матерей кризисом разрыва с ребенком. Чтобы снизить психоэмоциональную зависимость матери и ребенка друг от друга придерживайтесь следующих рекомендаций:

— старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю;

— после этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться;

— следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность;

— последовательно приучайте малыша к той мысли, что ему нужно находиться одному в комнате. Вы можете готовить обед, пока ребёнок будет играть в детской. Затем данные правила можно применять во время занятия в песочнице или на прогулке;

— не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Категорически нельзя делать следующее:

— нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться;

— не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире одного, особенно если он отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Кроме того, маленькие ребятишки даже за несколько минут способны найти «приключения» даже в самом безопасном доме;

— не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Хочется предостеречь родителей от следующих ошибок в период посещения ребенком детского сада, и особенно, в период привыкания:

— сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;

— обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;

— наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;

— «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;

— отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ну и на последок, хочется предоставить вам в помощь материалы для успешной адаптации:

Памятка по адаптации для родителей будущих воспитанников нашего ДОУ

Памятка для родителей «Алгоритм адаптации»

Сказки-помощники в адаптации

Со всеми предоставленными выше материалами вы можете ознакомиться в группе №1 в печатном варианте

Комментарии запрещены.